Травмы в художественной гимнастике. Хронические травмы спортивной гимнастики

Согласно нашим исследованиям абсолютное большинство родителей при походе на художественную гимнастику волнует риск получения травмы. Да, как и в любом другом виде спорта, танцах, балете в гимнастике случаются травмы.

Наиболее распространенные виды травм: растяжения, вывихи, ушибы. Чаще всего эти травмы происходят по следующим причинам: несоблюдение техники безопасности, некачественная разминка, чрезмерное усердие при выполнении каких-либо упражнений,баловство, непослушание.

В нашей школе работают опытные, внимательные и ответственные тренера. Они всегда качественно, не жалея времени и сил проводят разминку. Разминка необходима для того, чтобы “разогреть” мышцы перед тем как их тянуть. Так как если растягиваться на “холодные” мышцы велика вероятность получить травму. Поэтому очень плохо опаздывать на занятия, так как вы пропускаете разминку.

При работе над какими-либо гимнастическими элементами, тренера внимательно следят за юными гимнасткам, страхуют их (например при выполнении мостика),соблюдают правила техники безопасности, контролируют поведение девочек.Также наши тренера аккуратно, индивидуально подходят в плане растяжки к каждому ребенку. Стараются растягивать мышцы медленно, плавно, без излишнего усердия, давления и боли.

В школе Balance начальная гимнастическая подготовка, в нашей программе нет рисковых, травмоопасных упражнений. То есть, при работе в зале, под чутким руководством тренера, вероятность получения травмы сведена к минимуму, практически не возможна, в отличии от того, когда ребенок занимается дома.

После каждого занятия наши воспитанницы получают домашнее задание, которое выполняют самостоятельно под контролем родителей.

Перед выполнением заданий необходимо в обязательном порядке провести разминку. Родителям надо всегда напоминать ребенку о ее необходимости. Гимнастические элементы девочки должны выполнять в присутствии взрослых, для того чтобы они могли в нужный момент подстраховать начинающую гимнастку.

Но все же если по какой-то причине, скорее всего по незнанию, случилась травма, то вот некоторые рекомендации:

  • Если гимнастка вывихнул какой-либо сустав, то его ни в коем случае нельзя самостоятельно вправлять! Конечность необходимо зафиксировать бинтовой повязкой, а затем доставить ребенка в травму.
  • При ушибе приложить что-то холодное (например что-нибудь из морозильной камеры обмотанное в махровое полотенце) на пострадавшее место, для уменьшения отека и боли. При необходимости обратиться к врачу.
  • При растяжении обездвижить конечность, наложить эластичный бинт, периодически прикладывать холод для уменьшения отека и боли. Холодное долго держать нельзя, чтобы не получить обморожение. При необходимости и сомнениях доставить ребенка в травму. К врачу лучше в данной ситуации показаться, он может назначить согревающие компрессы, ЛФК, массаж.

Эпидемиологических исследований острых травм в художественной гимнастике проводилось очень мало. Учитывая специфику этого вида спорта, следует ожидать низкий уровень травматизма среди его участниц. Итальянский исследователь Adamasco Cupistu вместе с коллегами исследовал острые травмы спортсменок в художественной гимнастике и сравнил их с травмами девушек того же возраста, которые не занимались спортом (контрольная группа). В группу спортсменок вошли 73 гимнастки в возрасте 13-19 лет из 19 итальянских спортивных клубов по художественной гимнастике. Контрольную группу составили 72 девушки, не занимающиеся никаким видом спорта. В конце каждой недели участницам раздавались анкеты, в которых они указывали все повреждения, полученные за последние 7 дней. Травмы регистрировались во время 8-месячного тренировочного периода, в течении которого гимнастки провели на тренировках в сумме 32 358 часов. В контрольной группе количество досуговой физической активности составило 6 150 часов. В течении всего исследуемого периода гимнастки получили больше травм (49 повреждений), чем девушки из контрольной группы (34 травмы). Однако коэффициент травм, рассчитанный на каждые 1000 часов занятий в художественной гимнастике был ниже (1,08 травм на 1000 часов занятий), чем в контрольной группе (1,79 травм/1000 часов). Таким образом, авторы заключают, что девушки, занимающиеся художественной гимнастикой получают больше травм, чем неспортсменки, в основном за счет большего количества физических тренировок. В то же время уровень травматизма в художественной гимнастике в этом исследовании составил 1,08 травм/1000 часов, что по разным данным в 1,3 - 3,4 раза меньше, чем в спортивной гимнастике Это позволяет утверждать, что художественная гимнастика достаточно безопасна в отношении острых травм.В совместной работе испанских, канадских и американских исследователей ретроспективно изучались травмы национальной команды по художественной гимнастике, полученные за 1 год спортивной деятельности. В исследовании участвовали все 20 гимнасток сборной, которые за год в сумме получили 108 травм, 74 из которых были незначительные и не привели к пропуску тренировок. В тоже время 13 (65%) из 20 гимнасток получали травмы, вынуждавшие их пропускать тренировки, 4 из них (20%) получали серьезные травмы, заставлявшие пропускать более, чем 7 дней тренировок. В среднем девушки тренировались 26,2 часа в неделю (SD=7,5; диапазон от 14 до 36 часов).
В другой работе Mark R. Hutchinson изучал травмы элитных спортсменок сборной США по художественной гимнастике. Его работа состояла из двух частей. В первой части проводилось проспективное исследование - в течении 7-недельного периода у 7 гимнасток сборной регистрировались любые травмы полученные в процессе тренировок. За этот период спортсменки провели 490 тренировок, по 34 часа в неделю, в течении которых было зарегистрировано 474 жалобы. В среднем получалось по 1 жалобе от каждой гимнастки на каждую тренировку, что намного больше, чем в исследовании Cupisti, поскольку перерасчет на 1000 часов дает огромное значение (34 часа в неделю * 7 недель * 7 гимнасток = 1666 часов тренировок; / 1666 часов тренировок = 284,5 травмы на 1000 часов тренировок). Возможно столь сильное различие зависит от условий учета травм. В этом исследовании регистрировались абсолютно все жалобы в конце каждого дня, 80% из которых были незначительные (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале). В ретроспективной части этого же исследования анализировались истории болезни 11 гимнасток сборной США по художественной гимнастике, охватывающие 10-месячный период спортивной деятельности. В результате анализа было найдено 46 травм опорно-двигательного аппарата.

В художественной гимнастике случаются не только острые, но и хронические травмы, возникающие по причине частых и многократных повторений одних и тех же движений и нагрузок. По данным нескольких исследований в художественной гимнастике хронические травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические - 51,4%. Исследование Cupisti показало, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей - на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав - 19%, бедро и тазобедренный сустав - 15% (в сумме 72% - рис. 1). На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей авторы связывают с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться.

Снижение рисков травм в художественной гимнастике

Такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил - 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 1 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий.

Рис. 1 - Зависимость риска травмы от

продолжительности растяжки в день

Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

Такие факторы, как продолжительность занятий, растяжки и общей физической подготовки (ОФП) были существенным предиктором переломов. Вероятность перелома увеличивается на 1% с каждой дополнительной минутой ОФП (рис.2), и увеличивается на 32% с каждым дополнительным часом тренировок художественной гимнастикой в неделю. В тоже время риск перелома снижается на 19% с каждой дополнительной минутой растяжки в день - рисунок 4 демонстрирует, что при каждодневной растяжке не менее 40 минут в день вероятность переломов стремиться к нулю.

Рис. 2 - Зависимость между вероятностью
перелома и количеством общей
физической подготовки (ОФП)

Из рисунка 2 видно, что вероятность перелома круто увеличивается, если продолжительность ОФП превышает 6 часов в неделю.

К художественным гимнасткам предъявляются жесткие требования к стройности фигуры и массе тела. Массовая доля жировых отложений у художественных гимнасток не должна превышать 5-10%. В различных исследованиях было установлено, процентное содержание жировых отложений у спортсменок в этом виде спорта составляет от 13 до 16%. В одном из исследований обнаружено, что художественные гимнастки имеют тенденцию потреблять лишь 80% необходимых им калорий в сутки. В работе Munoz и соавторов сообщается, что художественные гимнастки потребляют 1828±500 Ккал в день, что ниже рекомендуемого уровня. По разным данным индекс массы тела у гимнасток составляет от 16 до 18 кг/м² . В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) человек с индексом массы тела ниже 18.5 кг/м² имеет недостаточную массу тела. У девушек недостаточный вес может приводить к нарушению менструального цикла - дисменорее. Дисменорея может проявляться в позднем наступлении менархе (первая менструация), первичной аменорее (отсутствие менархе к 16 годам), вторичной аменорее (прекращение менструаций после достижения менархе) и олигоменорея (нерегулярные менструации или увеличение менструального цикла более, чем на 36 дней). В исследовании Klentrou и Plyley показано, что у 79% 14-тилетних греческих гимнасток и 34% 14-15-тилетних канадских гимнасток еще не наступило менархе. Средний возраст менархе для всех гимнасток составлял 13.8±0.3 лет, что намного больше, чем в контрольной группе - 12.5±0.1 лет. Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Чтобы достичь необходимой массы тела спортсменки, порой, прибегают к помощи мочегонных средств - диуретиков, которые входят в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Дегидратация, к которой приводят, а также неправильные методики снижения массы тела могут стать причиной повышенной усталости и мышечных спазмов, что также является дополнительным фактором риска травм.

Также к факторам риска травм в художественной гимнастике относят неправильную технику и методику тренировок (быстрое наращивание интенсивности и частоты тренировок), твердую поверхность для тренировок и дисбаланс между мышцами-антагонистами нижних конечностей.

Меры по предотвращению травм в художественной гимнастике:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных - 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю
  • В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям.
  • Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы.
  • Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы.
  • Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять дисменорею, потенциально ведущую к раннему.

Виды растягивания ребенка:

I. Шпагат.

Существует несколько видов шпагатов: правый, левый, поперечный и вертикальный. Вертикальный - это уже более сложный элемент и здесь кроме растяжки ещё нужно уметь держать равновесие на одной ноге. Растяжка - имеет очень большое значение для будущей гимнастки. Поэтому элементу нужно уделять много внимания, особенно правильности его исполнения. Перед тем как делать элементы на растяжку или гибкость, нужно сперва "разогреть" ребёнка. Немного попрыгать, побегать с ним, поделать приседания, походить на корточках (как уточки), чтобы мышцы ребёнка были эластичные и легче поддавались растяжке. Запомните - никогда не тяните не разогретого ("холодного") ребёнка, кроме боли вы ещё можете и повредить связки малышу. Ничего не делайте резко, только плавными движениями и пружиня по несколько раз.

Существует несколько способов растяжки для шпагата:

1. Ставите ребёнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Далее одну ногу малыш поднимает, вы берёте её руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы "тазовые косточки" были на одной линии (не перекошенные). Делайте по 15-20 пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребёнку - можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забывайте тянуть обе ножки, иначе ребёнок будет однобоко растянутым.

2. Если у вас есть шведская стенка - то одну ногу ребёнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), ни в коем случае не резко. Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребёнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идёт подготовка к вертикальному шпагату, ребёнок учится переносить равновесие на одну ножку.

3. Сидя на попе ноги врозь, две руки подняты вверх, спинка ровная - делаем наклоны по - очереди к правой ножке, к левой ножке (руками тянемся к пяточкам) и ложимся в перёд на животик, руки впереди себя. Это упражнение хорошо делать вместе с мамой (папой) - садитесь друг на против друга и делайте наклоны. Затем в этом же положении делаем круговые движения от правой ноги к левой (животик как можно ближе к полу).

4. Сидя на полу делаем лотос, руками прижимаем колени к полу (можно пружинками, а можно и медленно устремлять коленки к полу). Идеально, когда колени лежат на полу, тогда можно переходить к более сложным упражнениям.

5. Делаем упражнение аналогичное лотосу, только ребёнок лежит на животе, а ножки сзади согнуты в коленях, положение "жабка" или "лотос на животе". Нужно стараться прижать попу ребёнка к полу.

6. Ребёнок лежит на спине, две ноги вверху (ноги ровные, вытянутые, спинка - лежит ровно) - и начинаете потихоньку разводить ножки в стороны, делаете небольшие пружинные движения, стараясь приблизить ножки к полу. Идеально когда ножки достанут до пола.
7. Поставьте перед ребёнком детский стульчик или табуретку (что-то невысокое - см. 50-60 в высоту, можно использовать диван) и одну ногу кладём на стульчик, а вторая ножка разъезжается в шпагат. И потихонечку пружините попу к полу. Старайтесь, чтобы у ребёнка бёдра и плечи были на одной линии. Это упражнение подходит для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат.

Правильно выполненный шпагат:

правый или левый шпагат: ребёнок сидит на шпагате, плечи и бёдра на одной линии, спинка ровная, колени и носки натянуты;
- поперечный шпагат: встаньте с боку и посмотрите, если ноги лежат на одной линии, коленки и носочки натянуты, то ребёнок сидит правильно. Если линии нет (т.е. уголок вместо линии) - то это не шпагат, а ноги врозь)).

Если вы хотите достигнуть результата в растяжке, то упражнения желательно делать ежедневно, тогда мышцы станут более эластичными. И конечно чем раньше начнёте заниматься, тем лучше.
Ещё для шпагата важное значение имеет такой элемент как складочка.

II. Складочка.

Складочка - это когда ребёнок сидит на попе, ноги вместе впереди него, а животик полностью лежит на ножках, руки обхватили пяточки, коленки натянуты как "струночки".

Упражнения, которые помогут подготовиться к складочке:

1. Ребёнок сидит на попе - ножки вместе лежат перед ним на маленьком стульчике и делаем наклоны вперёд (кладём животик на ноги) пытаясь обхватить пяточки.
2. Ребёнок сидит на попе, ножки впереди него - делаем упражнения стопами двумя вместе: на себя - натянуть к полу (раз 20-30), коленки натянуты. Затем зафиксировали стопы на себя и наклоняемся к ножкам, пытаемся дотянуться до стоп и обхватить их.
3. Положение стоя: ноги вместе, коленки вытянутые, делаем наклоны вперёд - нужно полностью положить ладошки на пол, затем пробуем обнять ножки. Так же это упражнение можно выполнять в движении: делаем небольшие шаги ножками вместе с наклоном вперёд и достаем руками пол (или кладём ладошки на пол), животик должен ложиться на шагающую ногу.
4. Стоим лицом к шведской стенке - одну ножку закидываем на шведскую стенку на уровне бёдер (бедра и плечи на одной линии) - и делаем наклоны к ноге (к правой и к левой).

У малыша лучше получится выполнять эти упражнения - если вы будете для него примером! Делайте эти упражнения друг на против друга и подсказывайте малышку на его ошибки. Будьте для него положительным примером!
Что даёт упражнение складочка - это растяжка подколенных сухожилий, которые играют большую роль при растяжке на шпагат.

III. Мостик.

Наверное, не раз ваш карапуз самостоятельно пытался стать на мостик. Еще, будучи совсем маленькими, они часто выгибаются, делая первые смешные пародии на мостик. Как же правильно делать мости?
Правильный мост - когда пальчики рук максимально близко находятся от пяточек ног (желательно касание), ноги на ширине плеч (можно немного шире). Мост получается красивый, высокий.
Упражнения для развития гибкости и подкачки мышц спины у ребёнка:

1. Стоя на коленях делаем прогиб назад - руки ставим на пол. Повторяем упражнение 10 - 15 раз.
2. Лёжа на животе берём руками стопы ног, согнутые в коленях и делаем "корзиночку" или "качельку". Тянем вверх ноги и руки и "раскачиваемся" как качелька. Если у ребёнка не получается раскачаться - помогите ему немного.
3. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе. Вы немного придерживаете ему ноги в районе стоп. Малыш пытается приподнять спинку, руки либо за головой согнутые в локтях, либо вытянутые впереди, а при прогибе руки прижать к ушам. Это упражнение можно повторять пока малыш не устанет (10 - 20 раз), оно не только на гибкость, но и на укрепление мышц спины. Это упражнение можно делать и возле шведской стенки: лежа на животе, спиной к стенке, закрепляете стопы под самую нижнюю планочку и делаете упражнение прогиб назад, а в руки (вытянутые) можно взять мячик - это ещё больше усложнит упражнение.
4. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе и делает прогиб назад. Сперва за плечики вы немного пружиня, наклоняете спинку к ногам, а затем берёте его руки (при этом придерживаете ноги, чтобы они не разъезжались в стороны) и тяните их к ногам (очень аккуратно).
5. Ребёнок лёжа на животике наклоняет назад спинку и сгибает ноги в коленях, ноги касаются головы малыша.
6. Ребёнок в положении стоя возле шведской стенки, на расстоянии 50 - 60 см от неё. Руки кладёт на шведскую стенку и делает прогиб спины.
7. Положения - вися на шведской стенке (лицом к стенке) отрываем от стенки ноги. Упражнение повторить 10 - 15 раз. Чем больше отрываются ноги от шведской стенки, тем больше включаются в работу мышцы спины, тем больше будет эффект.
8. Упражнение "лодочка" - ребёнок лежит на животике и поднимает одновременно руки и ноги. Повторить это упражнение 10 - 15 раз. Это хорошее упражнение для подкачки мышц спины.
9. Ребёнок стоит к вам лицом, ноги на ширине плеч - вы берёте его под спинку, малыш делает наклон назад - а вы делаете пружинки - опуская и немного приподнимая его спинку. Делайте 5 - 10 пружинок и поднимаете спинку полностью в вертикальное положении. Повторите это упражнение 3 - 4 раза, это своего рода разогревающее упражнение для спины.
10. Очень полезное упражнение для гибкости в самом раннем возрасте - это кошечка. Стоя на коленах на четвереньках (руки на полу) делаете изгиб спины в низ (голова тянется к попе) - "добрая кошечка", затем делаете изгиб спины в вверх (голова тянется к животику, образуется как бы бугорок) - "злая кошечка". В игровой форме это упражнение - зарядка проходит на ура даже с самыми маленькими деками, которые ещё только умеют ползать.

Когда спинка у ребёнка уже немного подготовлена, самое время начать учить его делать мост "с верху", т.е. мостик с высокого положения. Сперва, лучше подстелить что-то мягкое на пол (чтоб не удариться головой), так как руки у ребёнка ещё слабые и будут расползаться в стороны и конечно делать это упражнение на первых порах только с мамой (папой) рядом. Затем следует принять правильную стойку: ноги на ширине плеч, руки в верху возле ушей, глаза подняты вверх и смотрят на кончики пальчиков. Затем придерживаете ребёнка под спинку (вам лучше занять положение сбоку от ребёнка и он будет как бы ложиться вам на руку) малыш потихонечку (медленно) начинает делать наклон назад. Когда прогиб будет настолько хорош (глазки увидят пол), то можно опускать руки на пол. Ещё вы можете придерживать ребёнка за купальник (футболку, кофточку) стоя перед ним. Каждый раз уменьшайте степень вашего участия в процессе становления на мост. Когда будете уверены, что ребёнок не упадёт на голову - попробуйте, что бы ребёнок сделал мост самостоятельно.
И ещё одно очень полезное упражнение, которое поможет научится вашему малышу делать "мост с верху":
- ребёнок становится спиной к стеночке (желательно к шведской) на небольшом расстоянии от неё, делает прогиб и начинает постепенно передвигать ручки к самому низу стенки и затем, переставляя руки и на сам пол (если это шведская стенка - то перехватывает палочки поочерёдно правой и левой рукой).


Авторские права на статью принадлежат

Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата у гимнастов составляют 38% всей патологии. Среди них наиболее частыми являются заболевания суставов: деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, а также хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Заболевания носят, как правило, микротравматический характер и возникают на почве хронических, длительных перегрузок. Поражения у гимнастов наиболее часто локализуются в области коленного, голеностопного и локтевого суставов.

Второе место среди хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата у гимнастов занимают заболевания позвоночника, остеохондрозы и различные аномалии поясничного и пояснично-крестцового отдела позвоночника.
Хронические миоэнтезиты и паратенониты (в основном ахиллова сухожилия) откосятся к категории тяжелых и плохо поддаются терапии.

Нельзя не сказать и о группе заболеваний , характерных для области коленного сустава: хронические препателярные, инфрапателярные бурситы, явления микротравматической тендопатии собственной связки надколенника, болезнь Осгуд-Шлаттера. Учитывая раннюю специализацию гимнастов, последние приобретают важное значение в спортивной ортопедии, так как порой полностью исключают возможность занятия спортом в течение длительного времени. Следует также отметить" малую эффективность консервативного лечения.

Художественная гимнастика

В этом виде спорта более ограничена зона патологии опорпо-двигательного аппарата . Здесь уязвимыми звеньями являются коленный сустав (37,68%), голеностопный сустав и стопа (около 24%), а также поясничный и грудной отделы позвоночника (около 18%). У спортсменов отмечается довольно большой процент патологии области тазобедренного сустава.

Острые травмы опорно-двигательного аппарата у спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, составляют 58,19%. Как и в спортивной гимнастике, наибольшее количество среди них приходится на повреждения менисков, крестообразных и боковых связок коленного сустава, а также на сочетанные повреждения капсульно-связочного аппарата. Большой удельный вес имеют травмы миоэнтезического аппарата: повреждения мышц и подкожные разрывы сухожилий, из которых подавляющее число приходится на ахиллово сухожилие.

Обращает на себя внимание сравнительно большое количество переломов. В основном они локализуются в области предплечья и локтевого сустава. Ушибы мягких тканей относятся к категории травм средней тяжести и встречаются сравнительно редко.

Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата занимают около 42% всей патологии. Отличительной особенностью этой патологии являются преимущественное поражение области позвоночника (22%), а также болезни суставов (в основном коленного). Наиболее часто отмечаются остеохонропатии, хронические заболевания (микротравматизация) капсульно-связочного аппарата, микротравматизация хряща, жировых тел, собственной связки надколенника и в небольшом проценте случаев - препателярные и локтевые бурситы.

Болезнь Осгуда-Шлаттера встречается в три раза реже, чем в спортивной гимнастике, что можно объяснить особенностью этого вида спорта. Следует отметить и сравнительно небольшое количество хронических заболеваний миоэнтезического аппарата.

Художественная гимнастика – это сложнокоординационный вид спорта. Дети, мечтающие стать профессиональными «художницами», и уже сложившиеся гимнастки должны в совершенстве владеть своим телом, чувствовать, что называется, изнутри специфику двигательной системы организма. Без подобного самоощущения гимнастка никогда не добьется успеха. Конечно, можно разработать моторную систему человека до совершенства, но век таких спортсменок будет недолгим: чаша травм перевесит на весах чашу трудолюбия. Иное дело обстоит со спортсменками, которым самой природой дано быть гибкими и изящными: именно такие девочки возьмут от тренера самые важные навыки работы над собой для развития тела и будут достигать высоких результатов. Однако и прирожденных гимнасток травмы не обходят стороной.

(с)www.mg-vrn.ru

Как показывает тренировочная практика, большинство травм в художественной гимнастике носят хронический характер. Острые травмы встречаются менее часто. Такая ситуация легко объяснима: хронические боли спортсмен терпит годами, продолжая упорно тренироваться, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Они обусловливаются многократным повторением одного и того же движения. Подобное поведение приводит к тяжелым и, по сути, необратимым последствиям. Как пример, вспомним Ляйсан Утяшеву, которая с множественными переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги продолжала тренироваться и выступать на различных соревнованиях.

Острые травмы – это травмы быстрого реагирования (растяжения, ушибы, вывихи разной степени сложности и так далее). Их легче диагностировать, а значит можно своевременно вылечить. Эти травмы также неприятны с точки зрения болевых ощущений, но они позволяют тренерам и врачам строить тренировочный процесс таким образом, чтобы предотвратить возможность появления рецидивов. После реабилитационного курса гимнастки быстро восстанавливают свою спортивную форму и легко вливаются в соревновательную жизнь.

По статистическим данным, чаще всего травмируются нижние конечности, на которые приходится большая часть нагрузок; затем идут туловище и спина (в частности, поясничный отдел); верхние конечности и шейный отдел.

Большинство травм связано либо с недоработанной техникой исполнения отдельных элементов, либо с неправильной методикой обучения тренерами юных гимнасток. Возможен и третий вариант, когда в художественную гимнастику приходят девочки, которые по медицинским показаниям не могут заниматься этим сложнейшим видом спорта. К сожалению, случаи попадания в спортивные школы подобных детей – не редкость: очень многие родители приводят дочек на занятия, чтобы воплотить в жизнь свои нереализованные мечты или для восстановления ослабленного здоровья ребенка. Однако не стоит забывать, что занятия художественной гимнастикой ни коим образом не помогут в решении таких задач. Это очень специфический вид спорта, требующий, помимо природных способностей именно к этой дисциплине, крепкого здоровья. Причем под крепким здоровьем понимается не только хорошая иммунная система, но и отсутствие таких недугов, как миопия всех степеней тяжести, сколиоз, плоскостопие и некоторые другие заболевания.

Требование абсолютного здоровья у потенциальных и сложившихся гимнасток связано еще и с тем, что в связи с достаточно серьезными нагрузками, переносимыми спортсменками с самого раннего возраста (с трех – четырех лет), вышеперечисленные недуги могут не только не пройти, но и ухудшиться.

(с) www.lori.ru

Высокий уровень травматизма напрямую связан с такими особенностями данного вида, как развитие прыгучести, гибкости и вращательной подготовкой. Со стороны это очень эффектные элементы, выполняемые гимнастками с такой воздушной легкостью, что никто особо и не задумывается над тем, какая была проделана утомительная, механическая и, самое главное, долгая работа по достижению абсолютной свободы гимнастического движения.

Для предотвращения травм во время тренировочного процесса используют следующие приемы:
- прогибания и глубокие наклоны, различные повороты и вращения (нередко с использованием отягощения или оказания непосредственной помощи со стороны тренера или подруги по команде) при подготовке межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке;
- подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти (с использованием шерстяных манжеток и перчаток) для подготовки лучезапястного сустава;
- упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для развития мышц, фиксирующих лучезапястный сустав;
- вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с использованием гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов;
- вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах, балансирование на разных опорах и прочие упражнений при подготовке голеностопного сустава.

При отсутствии в тренировочном процессе подготовительных упражнений возможны повреждения кожи ладоней, намины, мозоли, растяжения связок, трещины, ушибы, вывихи, переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков и прочее.

Самыми распространенными травмами в художественной гимнастике являются растяжения мышц, связок и сухожилий. Чаще всего травмируются паховые мышцы и задние мышцы бедра.

Для предотвращения или сокращения травм подобного рода (даже при соблюдении всех правил никто не застрахован от растяжений) рекомендуется увеличивать ежесуточное время, отведенное в тренировочном процессе на растяжку. Хорошо подготовленные мышцы меньше подвержены травмированию даже в случаях, когда гимнастка совершила неловкое движение.

Травмы коленных суставов связаны, в первую очередь, с развитием прыгучести у спортсменок. Демонстрация взрывной силы, доступной в основном только мужчинам-танцорам (например, в грузинском национальном танце встречается эффектное приземление на колени), становится нормой практически для всех гимнасток. Однако не стоит забывать, что подобная прыгучесть – это талант далеко не каждой девочки. И если Алина Кабаева выполняла этот элемент с абсолютной легкостью, то это не значит, что такая же легкость свойственна и всем остальным гимнасткам.

Кроме того, травмы коленных суставов возникают при выполнении такого элемента, как «гранд жете». Вальгусная нагрузка на колено, возникающая при приземлении с этого элемента на ногу, приводит к классической ситуации травмы ПКС. Спортсмены и танцоры, получающие такую травму, оперируются, и далеко не все впоследствии могут продолжать карьеру.

Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки в момент прыжка и сведения к минимуму вращательных элементов после его осуществления.

Травмы голеностопного сустава связаны с инверсией стопы внутрь. Это достаточно частая травма. Лечение связано с абсолютным покоем и наложением фиксирующих повязок, снимающих боль и отечность, на место травмы. Опасность растяжения голеностопа связана с большой вероятностью возникновения рецидивов.

Наряду с острыми травмами лодыжек, имеют место быть и хронические заболевания, например, тендинит (дистрофия ткани сухожилия, сопровождаемая вторичным воспалением) и усталый перелом (микротрещины в лодыжке, вызванные постоянными нагрузками).

Травмы стопы связаны с постоянными приземлениями с «прыгательных» элементов и часто сопровождаются дерматологическими проблемами.

Для предотвращения травмирования спортсменок следует уделять достаточное время растягивающим упражнениям, которые подготавливают все группы мышц к выполнению сложных элементов. Также необходимо соблюдать временной тренировочный режим: не перерабатывать, так как это ведет к общей усталости организма, снижению концентрации внимания, и, как следствие, к увеличению числа получаемых травм.