Упражнение рыбка в старшей группе. План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки

Тема: Тема: «Аквариумные рыбки»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ГУППИ, ГУРАМИ, МЕЧЕНОСЕЦ, СОМИК.

  • Назови, кто это. (Это аквариумные рыбки)
  • Почему они называются АКВАРИУМНЫМИ?
  • Сосчитай количество слогов в этих словах.
  • Выучи названия этих рыбок.

2. «Один - много». Четко проговаривать окончания слов!

  • Сомик - сомики - много сомиков.
  • Меченосец - ……… - ……………. (меченосцы - много меченосцев)
  • Скалярия - …………. - ………….. (скалярии - много скалярий)
  • Улитка - ……… - …….. (улитки - много улиток)

3. Расскажи, что есть у рыбок. (хвост, плавники, чешуя, жабры). Посчитай до 5, правильно согласовывая слова:

1 плавник - 2 ……. - 3………… - 4……… - 5…………

4. Выучи стихотворение:

К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Это рыбка не простая,
Рыбка это золотая.



5. Подобрать 3 слова - определения: (Взрослым записать слова)
Рыбка (какая?) : (красивая, проворная, золотая, серебристая, шустрая, маленькая, блестящая и т.д.)
1
2
3

Тема: «Речные и озерные рыбы»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ЩУКА, ОКУНЬ, НАЛИМ, СОМ

  • Назови, кто это (Это рыбы)
  • Расскажи, где живут рыбы. (Эти рыбы живут в реках и озерах. Это речные и озерные рыбы)
  • Каких рыб ты еще знаешь? (Судак, ерш, лещ, карась)
  • Расскажи, что есть у всех рыб.

2. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:

  • У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)
  • У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)
  • У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)

3. «Большой - маленький»

Щука - щучка, Сом - …….. (сомик), Рыба - ……, .Икра -…….., Окунь - ……., Карась - …….., Плавник - ……, Хвост - ……, Чешуя - ……..

4. Скажи по образцу:

  • 1 щука - 2 ….. (щуки) - 5 -………. (щук)
  • 1 рыба - 2 ………. - 5……………
  • 1 плавник - 2……….. - 5………….
  • 1 сом - 2……… - 5………..
  • 1 чешуйка - 2………… - 5 …………..

5. Придумай 3 слова - определения:

РОДИТЕЛЯМ ЗАПИСАТЬ СЛОВА В ТЕТРАДЬ.

  • Щука (какая?) -………………………………………. (хищная, большая, зубастая)
  • Карась (какой?) - ……………………………………. (маленький, проворный, быстрый).

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы
старшего дошкольного возраста: Тимирева Людмила Валерьевна

Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.) ;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

{Загадывание детям загадки.}

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}

Воспитатель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева) .

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

4. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.}

Воспитатель приглашает встать на ковёр.

Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

5. Игра «Аквариум».

{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}

Воспитатель приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево) . Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети: Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

{Развитие артикуляционной моторики.}

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз) .

8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

Дети выполняют задание

9. Окончание занятия.

{Оценка работы детей.}

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.

Домашние задания логопеда по лексической теме «Рыбы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Рыбы»

Предметы: рыба, окунь, лещ, щука, карась, ерш, плотва, сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, гурами., барбус, сомик; мальки, икринки; река, пруд, озеро, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, рыбалка, хищники, крючок, червяк; вода.

Признаки: речные, аквариумные, хищные, плавающие; прозрачный, усатый, полосатый, золотистый…

Действия: спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать…

Задания логопеда по лексической теме «Рыбы»:

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

щука (какая?) – …

2. Подбери действия (не менее трех действий):

щука (что делает?) – …

3. Один – много (множественное число):

рыба – рыбы
окунь — …
щука — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуйка — …

4. Есть – нет (родительный падеж):

корм – нет корма
рыба –
окунь — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуя — …
аквариум – …
щука — …
вода — …

5. Посчитай:

один аквариум, два …, три …, четыре …, пять
одна щука, две …, три …, четыре…, пять…

6. Нарисуй или вырежи изображения рыб. Раздели их на две группы: аквариумные рыбки и пресноводные рыбки. Покажи назови их части:

туловище, голова, плавники, хвост, жабры, глаза, пасть

7. Выучи стихотворение (ребенок должен знать автора):

На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть
(Е. Стюарт)

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед

Тема: Пресноводные рыбы.

Цель :

  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Совершенствование умение петь легко, естественным голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.
  • Воспитание направленной воздушной струи.
  • Развитие общих речевых навыков.
  • Автоматизация произношения звука [р].
  • Расширять словарный запас по лексической теме: «Пресноводные рыбы».
  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.

Ход занятия:

1. Логопед приглашает детей в зал, в котором расставлены и развешены надувные игрушки – обитатели пресноводных водоемов. Слышны звуки воды.

─ Мы с вами оказались на берегу реки. Садитесь прямо на песок. Сегодня мы будем говорить об обитателях рек, прудов, озер.

Дети и логопед садятся на ковер.

─ Что мы слышим на берегу реки? (Шум воды, кваканье лягушек.)

Логопед выключает аудиозапись «Звуки воды».

2. Подвижное упражнение «На дне».

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Логопед приглашает детей в центр зала. Они встают в круг и делают знакомое упражнение.

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.)
Свои домики везут.
Рогами шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо.)
На рыбок глядят.
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками.)
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот, (Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот.)
А потом наоборот.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Рыбка плавает в водице, (Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сблизить ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова показать, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла, (Сделать хватательное движение
двумя руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова показать, как плывет рыбка.)
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова

4. Песня с движениями «Рыбка» М. Красева.

─ Каких только рыб не плавает в реке. Ребята, а каких рыб, живущих в реке вы знаете?

Дети перечисляют.

5. Упражнение «Веселые рыбки».

Логопед приглашает детей к большому столу, на котором стоит бассейн с водой. Рядом со столом в корзинке лежат бумажные рыбки.

─ Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Давайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте щеки. Не поднимайте плечи. Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Упражнение выполняется детьми 3-5 раз.

6. Пение песенки «Сом».

─ Давайте споем песенку про сома. Старайтесь петь красиво, правильно произносить все звуки.

Сом собрался на охоту,
Быть голодным неохота.
Выплыл сом со дна реки,
Берегитесь окуньки.

7. Подвижная игра «Сом и окуньки».

Участники игры занимают обручи, разложенные на расстоянии 1 метра друг от друга. Водящий проходит между играющими, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Сом спит». Так все играющие по очереди уходят со своих мест. Водящий уводит детей, взявшись за руки как можно дальше от обручей, незаметно для детей убирает один обруч. После слов водящего:

Выплыл сом со дна реки
Берегитесь окуньки.

все опускают руки и бегут занимать место в свободном обруче.

Игра повторяется 3-4 раза.

8. Пение песенки «Щука».

─ Давайте споем песенку про щуку. Старайтесь петь красиво, правильно произносить все звуки.

Щука – хищница речная.
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть,
Страшно щуке в пасть попасть.

9. Рассказывание потешки «Ерши».

─ А теперь, давайте расскажем потешку про ершей.

Посмотрим, кто сделает это лучше всех. Нужно говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки. Расскажем потешку все вместе.

На реке камыши,
Расплескались там ерши.
Круг постарше, круг – помладше,
Круг совсем малыши.

10. Танец — импровизация «На дне речном».

(спокойные импровизированные движения детей под музыку).

11. Релаксационное упражнение.

Логопед включает спокойную музыку и говорит:

«Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь на берегу реки. Слышен плеск воды, кваканье лягушек. Солнце ярко светит. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас хорошее настроение.»

Фишер Н.Г.,
учитель-логопед

Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?