Сочинение по сказке Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист. Будьте всегда в настроении Карась идеалист в сокращении

Карась-идеалист

Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй - заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.

В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слегка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Карась-идеалист

Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар". Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: "Поди проспись!" Во второй - заподозрен в "сицилизме" и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: "Знаешь ли ты, что такое добродетель?" - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость.

Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно", и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход "диспута" Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Сказка «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина был написан в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века.

Главные герои

Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.

Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.

Другие персонажи

Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что « можно на свете одною правдою прожить », в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, « иногда даже и очень вольное ». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

« Что касается до ершей », то это рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь не похожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш « спорил отрывисто и неспокойно ». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость. Карася он считал « блаженненьким », хотя только с ним и мог отвести душу. Ерша смешили рассуждения карася о том, что « главная жизненная сила все-таки в добре замыкается» . Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, они ведь те ни чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, « что карась сконфузился ». Ерш, в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что « ракушками караси лакомятся, а карасями - щуки », и никто из них ни в чем не виноват. В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же « у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает. Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом. Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда « сильные не будут теснить слабых, богатые - бедных ». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась. Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей « магическое слово » – «добродетель». Услышав его, « щука разинула рот от удивления » и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: « Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Заключение

После ознакомления с кратким пересказом «Карась-идеалист» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 122.

Сатирическая сказка «Карась-идеалист» написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника. Пересказ будет полезен также для подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.
  • Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.

Другие персонажи:

  • Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.

«Карась-идеалист» очень краткое содержание

М. Е. Салтыков-Щедрин «Карась идеалист» краткое содержание для читательского дневника:

Карась живет в тихой заводи, на самом дне, реальной жизни не знает, а потому верит в сказки: в торжество закона, справедливости, добра, в общем, идеалов. Есть у Карася друг, Ерш, и если Карась – идеалист, далекий от жизни, то Ерш, плавающий выше, жизнь реальную видевший, ‑реалист, знающий законы жизни: где надо – лукавить, закон – на стороне сильных и хитрых и т.д.

Сказка построена как некий спор между Карасем и Ершом, между идеалистом и реалистом. Карасю практически удается убедить Ерша в верности своих идеалов, и Ерш, в общем-то готов поверить в светлое идеальное будущее, как Карась решается принять участие в реальной жизни и показать, как действует его философия (торжество закона, справедливости, добра), пытаясь урезонить Щуку.

Карась уходит от Щуки в первый раз, потому что та принимает его за пьяного (“Пойди проспись”), Карась уходит от Окуня, правда, изрядно покусанный – его заподозрили в “сицилизме” (социализме), в третий раз он успевает произнести лишь одну фразу, как Щука его съедает – не желая того, просто удивившись невиданной фразе (“Знаешь ли ты, что такое добродетель?”).

Вывод:

Как всегда, герои “зоологической” сказки Салтыкова-щедрина – воплощения. Карась – воплощение интеллигента, не знающего жизнь, проповедующего правильные ценности, но не соизмеряющего методы “проповеди” с реальностью. Карась – цензор. Ерш – реалист, отлично знающий правила жизни, готовый поменяться. Щука – власть, причиняющая зло не всегда по собственному желанию, а просто она так устроена (смерть Карася), таковы ее законы.

Сказка «Коняга» Салтыков-Щедрина была написана в 1885 году. для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.

Короткий пересказ «Карась-идеалист» с цитатами

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать.

Карась-идеалист – главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Никогда не слышал про то, что из карасей уху варят. Его главным желанием было: согласие между рыбами. Но, при том спокойно ел ракушки, жуков и червяков. Никогда не видывал страшной щуки, но беседы о мире между рыбами проводил.

Ёрш – рыба, пережившая много бед, считает карася «не от мира сего», но любит с ним беседовать, иногда, даже приходит к мысли, а что, если карась прав? Его раздражает простота и неопытность карася, который и «щуки ни разу не видывал».

Вольные изречения произносятся им без страха.

Беседы доходят до того, что карась не понимает: за что их род едят?

А ёрш интересуется, а почему ты ракушки ешь? За что казнишь?

Он считал, что карасей есть нельзя. А ёрш интересуется: «Куда подевались твои сородичи, которые в невод угодили?» На что карась отвечал: « Может, живут они, и не тужат на монастырской еде!»

Хотел карась закон издать, что для всех рыб хватит мелкого корма: червяков, пауков.

Всё больше распылялся карась и дошли речи до верхов. Пришёл головень, и приглашает карася прибыть в назначенное место, где завтра придёт слушать его щука. Карась не испугался, а даже обрадовался, в надежде увидеть рыбу и произнести «волшебные слова»! Первая встреча началась с того, что карась хотел, чтобы все рыбы были счастливы! Свободно плавали. Что никто никого не будет есть. Богатые и бедными уравняются.

И что и работать я буду? – поинтересовалась щука.

Он ответил: «Как все!» Не понравилось щуке, приказала проспаться и прийти в обед. А он ни понял и снова своё. На, что щука сказала, что он бунтарь. И выразительно на него посмотрела, что карась понял сейчас съест, но она видно сыта была и зевнув, уплыла.

На третий раз карась пришёл к щуке, повреждённый: с покусанным хвостом и спиной, увлёкшимся окунем.

Приободрял себя волшебным словом.

- Начинай! – промолвила щука.

- Известно, ли вам, слово «добродетель»? – пламенно произнёс он.

Открыв от удивления рот, не планируя проглатывания, съела «идеалиста»!

- Как пообедали? Удачно! – произнесли рыбы, опомнившись.

Вот до чего диспуты доводят! – торжественно произнёс ёрш.

В произведение идут обсуждения между либералами и социалистами (подчёркивая связь между христианством и идеалистами – представителями интеллигенции).

Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, - поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Сюжет сказки «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

«Карась идеалист» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

«Что касается до ершей», то это рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь не похожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость. Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу. Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается». Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, они ведь те ни чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился». Ерш, в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями - щуки», и никто из них ни в чем не виноват.

В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает. Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом. Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые - бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась. Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Заключение

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Видео краткое содержание Карась-идеалист

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе.

«Карась-идеалист», как и многие другие сказки Салтыкова-Щедрина, имеет социальную направленность. В образе героя сказки отразилось не только мнение самого автора, но и всей передовой интеллигенции того времени, считавшей, что всеобщее счастье - это не утопия, а реально достижимое состояние общественного устройства. «Карась-идеалист» предназначался для публикации в мартовском номере «Отечественных записок» (1884). Но, убедившись в невозможности опубликовать сказку в России, писатель направил ее в «Общее дело». Там и было напечатано впервые произведение Щедрина «Карась-идеалист». Краткое содержание сказки в этой статье.

Ерш и карась

Поспорили как-то карась и ерш. Один считал, что можно жить по правде, а второй утверждал, что без обмана не прожить. Карась кричал, что это подлость. Зарывшись в ил, карась много думал и своими мыслями делился с ершом. Часто они спорили. Но первым обычно начинал карась, мол, борьба не приведет ни к чему хорошему и надо стремиться к свету. Ерш ухмылялся, там, наверное, и щук не будет? Карась вообще никогда не слышал про щук и был уверен, что все это выдумки. Ерш презрительно хмыкал и уплывал.

Когда они встречались, карась заводил свою любимую песню о торжестве добра. Он был уверен, что плохие поступки рано или поздно будут посрамлены. Как пример приводил методы ловли рыбы - с ловли багром переходят на удочки и неводы. Ерш был уверен, что ни какой разницы нет, каким методом в уху угодить. А карась и про уху-то ничего не слышал. И ерш сердито удалялся.

Приглашение на диспут

Продолжаем пересказ «Карася-идеалиста», краткое содержание сказки, с известия о щуке. Однажды принес ерш известие о том, что появилась щука, и пора бы карасю перья свои подобрать, чтоб ей удобнее его глотать было. Возмутился карась, мол, нет за ним такой вины, за которую можно было так наказать. Мечтал карась о согласии и мире между рыбами. Ерша от таких слов передергивало. Услышал их как-то голавль. А ерш рассердился и уплыл, ворча, что у каждого свое пропитание - караси едят ракушек, а щуки - карасей.

Задумался карась над словами ерша. И понял, что ракушки предназначены для пропитания самой природой. А щуку, если повстречает, он спросит о добродетели, что, мол, нехорошо, чтобы рыбы ели других рыб. Так карась и рассуждал, пока не приплыл к нему голавль и не пригласил на диспут к щуке. Карась не испугался - ведь он знал важное, почти волшебное слово, которое и из «щуки карася сделает».

Встреча с щукой

Завершаем краткое содержание «Карася-идеалиста» встречей щуки и карася. Стал он ей рассказывать о равенстве рыб. Щука искренне удивилась - ракушками и червяками точно сыт не будешь. Не пришлось ей по душе такое деление труда: кто половчее, тому и дело посильнее, а слабые, значит, от их трудов кормиться будут? Больше всего рассердило щуку то, что при таком раскладе, ей тоже работать надо. Как только умолкла щука, обступили карася головли и под стражу взяли. Но неугомонный карась вечером снова пришел на диспут, и позволила ему щука слово молвить. Плеснул карась от радости хвостом и провозгласил - ведомо ли ей, щуке, что такое добродетель? Щука от удивления рот раскрыла, да вместе с глотком воды карася случайно проглотила. Истина у каждого своя. Ерш, который все предвидел, только и сказал: «Вот они, диспуты-то, каковы!».