Развлечение "рыцарский турнир". Как развлечься в средние века Воспитание рыцарей
, 2055.92kb.
Глава IV. Феодалы и крестьяне
К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. С середины XI до конца XIII века в передовых странах своеобразие эпохи проявилось особенно ярко. Это было время расцвета средневекового общества.Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе стоял монарх (единоличный правитель): король, в более мелком государстве - граф или герцог.
Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писанными законами и установлениями. Крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, но также были связаны с господами договорными отношениями. Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств - примечательная особенность западного Средневековья.
§ 11. В рыцарском замке
1. Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.
Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.
На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.
Над всеми постройками возвышалась главная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.
Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.
2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетенная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица».
Боевой конь, рыцарское снаряжение и снаряжение путников стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне.
Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемам и тактике боя.
3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря - охота и турниры - были связаны с военным делом.
Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или раненым медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде.
Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.
Специальные глашатаи - герольды - объявляли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечерами обитатели замка собирались в общей зале, где горел огромный очаг - камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники. На пирах в замках рекой лилось вино, столы ломились под тяжестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Обитателей замков и их гостей веселили шуты и карлики, приглашенные артисты и, конечно, поэты из числа свиты.
В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда - чтению, письму, арифметике.
4. «Позор и срам мне страшны - не кончина». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Рыцари не стеснялись грабить побежденных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережливость, но проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.
Другим важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
В этот выработанный кодекс (законы) рыцарской чести входили и другие особые правила: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.
Но эти правила рыцарской чести применялись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородными», рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.
Впрочем, и в отношениях между «благородными» людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине.
Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.
Средневековые развлечения: Рыцарский турнир
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.
Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust») - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.
Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века…
Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности.
Каким образом можно было убить это время?
Сходить в церковь и послушать проповедника
Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век.
Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.
В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.
В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.
Посмотреть представление
Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы.
В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний.
Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.
Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.
О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.
При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.
Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные.
Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:
«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»
Послушать музыку или стихи
Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380–1390 годы.
Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов.
Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.
Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.
На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.
Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин».
Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.
Потанцевать
Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е годы.
Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов.
Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома.
Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.
В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями.
Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.
Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины.
Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.
Сходить на ярмарку
Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.
Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах.
Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».
Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.
В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.
Поучаствовать в карнавале
Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах.
Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию.
Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.
В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:
«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».
Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.
Поприветствовать гостя или правителя
Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год.
Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями.
Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.
Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства.
От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города.
В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.
Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.
В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город.
Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.
Посмотреть рыцарский турнир
Рыцарский турнир. 1470.
Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.
Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.
Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором.
Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.
Рыцарский турнир. Миниатюра из хроники Фруассара.
В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):
«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье ».
В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.
Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья.
После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.
Принять участие в спортивных состязаниях
У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.
Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства.
Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.
В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы.
В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.
В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту.
В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.
Самые разные! Условно рыцарские развлечения можно разделить на два периода:
1. С 10 по 14 века главным развлечением рыцарей были турниры-тьёсты и турниры-бугурты.
Первыми были бугурты: когда две команды рыцарей бегали по определенной территории в доспехах с оружием и выбивали друг из друга говно. Целью этого действа было не только развлечение и демонстрация силы, но и тренировка. То есть, благородные доны и сэры устраивали натуральную войнушку, в ходе которой калечились и умирали, а тепловые удары были чуть ли не обязательным сопровождением этого праздника жизни.
Чуть позже - где-то в 1170-х годах - появляется тьёст (Tjosten) - каноничный турнир, во время которого две консервы на конях сшибаются через загородку. Они довольно быстро стали популярными и начали вытеснять бугурты, поскольку рыцари в них калечились и умирали намного реже, все происходило на глазах у зрителей и смотрелось гораздо круче.
Вокруг всего этого развился богатый церемониал: богослужения, выступления актеров и акробатов, поединки оруженосцев, принесения клятв и выборы королев любви и красоты. Потом, когда все пофланировали, помолились и выбрали королев, начинались те самые тьёсты, по окончанию которых - групповой поединок Melee с рыцарями, разделенными по "нациям". После группового поединка победители забирали коней и доспехи побежденных, проводили богослужение и устраивали еще пару дней попойки.
2. С начала 15 века вся эта канитель сильно усложнилась. Появление пластинчатых лат, позиция Церкви и то, что рыцари умирать в лишний раз не хотели, вытеснили бугурты в пользу тьёстов, которые, в свою очередь, разделились на кучу сортов, добавив также бои на булавах в смешных решетчатых шлемах, конные упражнения и кучу других извращений.
К концу 15 века всё это преобрело еще более замысловатый вид и турнир времен "последнего рыцаря" Максимилиана включал следующие элементы:
- бой пешком на пиках через барьер (который сам Макс очень любил, кстати), в котором надо было сломать пику;
- бой пешком на мечах;
- сшибка-гештехт с барьером, в ходе которой надо было сломать копья;
- полевой турнир, в котором рыцари разделялись по "нациям" в две лавы и ломали копья;
- и целая обойма конных поединков-ренненов, имевших множество разновидностей.
О ренненах чуть подробнее:
- собственно реннен: рыцари в существенно облегченных доспехах со специальными сёдлами без высоких лук сшибаются, пока один из них не упадёт;
- механический реннен: щит-тарч крепился на специальный механизм, который от удара выстреливал его. Иногда тарчи разлетались, иногда улетали с особым звуком, иногда все сразу;
- вариант механического реннена бундреннен отличался тем, что щит по направляющим улетал вверх и рыцарю надо было отклонить голову, чтобы тарч не улетел вместе с носом и подбородком;
- точный реннен требовал меткости, поскольку в тарч нужно было ударить точно по центру, чтобы он слетел с петель;
- жесткий реннен отличался от остальных тем, что тарчи не улетали и не ломались, а крепились очень жестко, потому рыцари друг друга выбивали с первого раза.
Отличие ренненов было не столько доспехах (погугглите, они очень интересные), сколько в том, что здесь рыцарю требовалось показывать свое владение конём, одетым в налобник без вырезов для глаз, хватать на полном скаку копья и так далее.
В отдельных случаях рыцарей могли озадачить, к примеру, конным поединком на булавах, пешим поединком на алебардах или двуручных мечах, какой-нибудь джигитовкой и предложением станцевать или походить колесом в полных латах.