Название кулачного боя на масленицу. Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы

Кулачные бои на Масленицу – одна из главных традиций этого праздника, которая, в буквально смысле слова, развязывает руки мужчинам, предоставляя возможности продемонстрировать всем свою силу и удаль. Конечно, в Древней Руси без драки редко обходилось любое веселье, но драка на Масленицу для мужской половины населения была практически делом чести.

Кулачные бои существуют в традициях многих стран мира. Однако только на Руси они носят ритуальный характер состязаний большого количества народа, которые стирают грани между игрой и реальностью. К началу кулачных боев мужчины готовились очень серьезно. В рацион бойцов накануне состязания включалась жирная калорийная пища, в основном состоявшая из мясных блюд, мужчины парились в банях, а некоторые, по поверьям, даже обращались за магической помощью к знахарям и колдунам. Команды для боя формировались заранее, также, как и определялись правила боя, места для их проведения, выбирались атаманы. Мужская удаль, подогретая недельным масленичным весельем и алкоголем, просилась наружу, находя выход в таких своеобразных игрищах.

Цепные бои или свалки-сцеплялки

Цепные бои или свалки-сцеплялки – этот вид кулачных боев считается наиболее опасной забавой на Масленицу. В его ходе все дрались против всех. Формально, правила, также как и договоренности между противниками, конечно, существовали. На самом же деле в пылу сражения их практически никто не соблюдал. Наибольшее количество травм приходилось именно на последствия цепных боев.

Стенка на стенку

Стенка на стенку считается традиционным русским кулачным боем и самым зрелищным его видом на Масленичной неделе. Две противоборствующие стороны выстраивались в определенном порядке друг напротив друга в несколько рядов. Целью является прорвать оборону противника и заставить его отступить.

Завершались бои, как правило, совместным празднованием победы, чествование героев и полным перемирием противников.

Русская народная потеха - кулачный бой - своим происхождением обязан боевым приемам пеших воинов древней Руси. То, что кулачные бои много раз запрещали, не остановило русский народ в желании продемонстрировать свою удаль.

Бои устраивались чаще всего по праздникам, а на Масленицу - обязательно. В понедельник первой недели Великого поста (чистый понедельник) в некоторых местностях бои начинались с раннего утра. Обычно выбиралось место за городом.

В СПб это происходило в Ямской слободе, в Екатерингофе, на Охте, у Смольного монастыря. В Москве с 14 века местом кулачных боев был Великий луг, после 16 века - Государев сад напротив Кремля. Петр I любил устраивать кулачные бои, а его внук, Петр Алексеевич сам часто был их участником.

Известно несколько видов кулачного боя: «стенка на стенку», «сцеплялка - свалка», «сам на сам». Хотя, по некоторым данным, «сцеплялка - свалка» выделяется в самостоятельное единоборство, по сути - бой без правил. К бою готовились заранее. Участники выбирали из своих рядов сотского, десятского, которые должны были следить за соблюдением правил. Избранный атаман или боевой староста определял тактику - держать фронт, идти клином-свиньей или отступать в засаду.

Правила кулачного боя на руси

Правила запрещали драться с закладкой, бить лежачего, бить скрыла (сбоку или сзади), севший на землю боец становился пленником.

«Прохожих и зрителей трогать запрещалось; приходить с вооруженной рукой - тоже; кто убегал или упал того не били, а если увлекался боец его останавливали, кричали ему «Лежачего не бьют!» Бои проводились лицом к лицу. Не разрешалось бить в спину с «подножки», наносить удары ногами или головой. Нарушителя правил наказывали свои же бойцы.»*

«Из русских кулачных бойцов особенно славились казанские, калужские и тульские оружейники Алеша Родимый, Тереша Кункин, братья Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины. Видным московским бойцом был Семен Трещала - крепостной графа Орлова- Чесменского большого любителя кулачного боя. В Петербурге выдающимися кулачными бойцами были невзрачный с виду приказной чиновник Ботин и фабричный рабочий Соколик.»*




Кулачные бои на руси стенка на стенку

Стенки противников выстраивались в ряд, друг против друга. Битву начинали подростки - задиры, устраивали сцеплялку-свалку, сменяли их парни постарше, последними вступали в бой сильные бойцы - женатые мужики. Для равенства сторон бойцы должны были быть одного возраста.
В селах Нижегородской губернии мальчишки становились в большой круг и дрались один на один - «на любака».

«…«Поваляют друг друга и расходятся». Дрались также и «порядок на порядок», здесь уже не было правил. В д. Каликино Борского района кулачный бой проходил под частушки.»*

Зрители обсуждали между собой действия молодых кулачников, давали советы. Победители иногда получали в награду деньги. Бой завершался бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков.*

Масленица-пышка на улицу вышла,
На гору кататься, с ребятами драться!
Ребята - дураки, нажимали кулаки,
Нажимали кулаки
все на Масленицы на боки!
(Ярославская губ.)

*)Источники:

Геннадий Иванович Шатков, Игорь Петрович Алтухов.
Жестокие раунды, 1979 г
Н. Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Упоминания о кулачном бое, без подробностей, есть в Повести временных лет. Можно утверждать, что в средневековой Руси кулачный бой был не просто потехой, а важным элементом воинского воспитания. История не сохранила ни стилей, ни имён великих бойцов, чему в немалой степени способствовали позиция РПЦ и правящего класса. Кулачный бой был густо «замешан» на языческих традициях. Например, ещё в XIX веке перед состязанием бойцы исполняли «ломание», имитирующее движения медведя (который был предметом культа на селе на протяжении веков). Функционально «ломание» можно сравнить, с большой долей натяжки, с уай-кру из тайского бокса – это танец-разминка, своего рода медитация в движении.

Первые дошедшие до нас сведения о попытке запретить кулачный бой относятся к 1274 году, когда митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, постановивший: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Во времена Фёдора Иоанновича (1584-1598) не зафиксирован ни один эпизод кулачного боя. XVII век стал временем настоящих гонений на «кулачки», чему способствовали бесконечные народные бунты, в которых участвовали кулачные бойцы. Застигнутых при кулачном поединке били батогами, штрафовали, а «рецидивистов» ссылали в пограничные земли. А вот Пётр I, напротив, поощрял кулачный бой. Он даже издал указ в 1727 году, регулирующий правила боёв. Богат на запреты и XIX век, но масленичные кулачные бои стали частью народной культуры, и церкви пришлось смириться с таким положением вещей.

В средние века кулачный бой на Руси был и вариантом ордалии – Божьего суда – когда победитель поединка считался правым, а проигравший – виновным.

Вырождению кулачного боя способствовало и создание массовых армий, вооружённых огнестрелом, когда личная выучка каждого бойца была не столь критична, как в сече на холодном оружии.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои. После установления советской власти кулачный бой рассматривался как пережиток царского режима и постепенно уходит из жизни, вытесненный, например, боксом и самбо.

Кулачный бой продержался в уголовных кругах до пятидесятых годов, но потом вошло в обиход пускать ножи или огнестрел и боевое искусство окончательно кануло в Лету.

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 32 - МАСЛЕНИЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. КУЛАЧНЫЕ БОИ)

Признаюсь, что драки не люблю, и бокс, как вид спорта, не понимаю. Но поскольку День защитника Отечества празднуется в этом году на масляной неделе решил рассказать о старинной русской забаве - кулачных боях. Своеобразная связь между этими праздником и увеселением все же есть.

Эпиграф:
«Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Максим Горький
роман «Жизнь Матвея Кожемякина»

Кулачный бой - праздничное развлечение парней и молодых мужчин, потеха, представляющая собой рукопашное состязание без применения оружия, то есть, бой кулаками.
Славяне издавна были известны как доблестные воины, и поскольку междоусобицы и войны на Руси были привычным явлением, каждому мужику нужно было владеть ратными навыками.
Показать свою удаль, силу и даже военные хитрости позволяли как раз традиционные кулачные бои. Они устраивались зимой и на святки, и на Масленицу, но предпочтение отдавалось масляной неделе из-за ее общего разгульного характера. После обильных застолий народ отправлялся, как говорили, «блины вытряхивать», и мужская часть населения с удовольствием показывала перед всеми свою удаль и молодечество. Кулачные бои также называли «кулачки», «бойовище» или «бойка».

Евгений Штыров Масленица.

Кулачный бой

Богатырская Россия
У тебя желанье есть –
Люд честной потешить силой,
Душу русскую отвесть.

Свистни сочно, залихвасто,
В чисто поле позови,
Выводи сынов вихрастых
На кулачные бои.

Языкастая Россия,
Их покличь раным-ранО!
Выйдут ушлые, босые,
Подбоченясь озорно.

И пойдут стеной на стенку
Удалые мужики.
Кто под дых, кто под коленку
Раздавая тумаки,

По загривку, в упоенье,
Только слышно «э-эх» и «ох»,
И досадное пыхтенье
Вдрызг расквашенных носов.

Сыплют крошевом зубовным,
(Развлеченьице – под стать!)
Вспоминают крепким словом
Душу, Господа и Мать!

«Эх, ты, силушка родная,
Выручай, ядрёна вошь!» –
И молотят, подминая:
«Врёшь, вражина, не возьмешь».

Лепота – поднять героя
У девчонок на виду
И кружить над головою:
«Осторожней, зашибу!»

Бросить вниз, как сноп пшеничный,
Зыркнуть гордо, свысока,
И набычиться вторично
На встающего врага.

Разнимать бойцов не нужно,
Вот закончат обмолот,
И пойдут, обнявшись дружно.
Им не нужен укорот.

Только пришлые вздыхают:
«Ты попробуй их пойми,
Что за невидаль такая
Рукопашные бои?»

Не понять им, в чём охотка?
Горячат младую кровь
Пляска, водка да молодка,
Да к побоищам любовь!

Борис Кустодиев Кулачный бой на Москва-реке 1897 г.

История

Кулачные бои сопровождали празднества на Руси с глубокой древности и практически до начала XX века. Первые упоминания о таких поединках сделал летописец Нестор в 1048 году, причем написал он, что игрища с множеством людей, которые «упихати другъ друга и позоры деюще» и что все это «от беса замышленаго дела». Слова «от беса» являлись после основным доводом запрета этих игрищ.

Кулачные бойцы. Русский лубок конца XVIII века.
Удалые-молодые (Кулачные бойцы). Русский лубок середины XVIII века.

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна, которому и посвящали «показательные выступления» и ратные состязания. После крещения Руси началась борьба с этими языческими обрядами. В 1274 году митрополит Кирилл на Соборе во Владимире призывал «позоры некакы бесовскые творити, с свистанием и с кличем и с воплем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем по самые смерти и взимающе с убиваемых порты» и постановил участников кулачных боев отлучать от церкви, а убитых не отпевать.
Тем не менее, традиция народная продолжалась. В Новгороде кулачные бои часто проходили на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной, в Москве с XIV века был известен Великий луг, а с XVI века кулачные бои устраивались в Государевом саду за Москвой-рекой, напротив Кремля, на месте знаменитого Царицына луга.
Широко распространёны были кулачные бои при царе Иване IV Грозном, хотя духовенство по-прежнему считало кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало «кулачников» наказаниями. В 1636 году патриарх Иосаф писал, что «на праздниках многие люди в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Михаил Песков.Кулачный бой при Иване IV.

9 декабря 1641 года царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому если «всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе, тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье». Указы о запрете кулачных боев были изданы также 2 ноября 1684 года и 19 марта 1686 года. В них участникам назначались наказания в виде денежных штрафов, битья батогами и даже «ссылка въ украйные городы на вечное житье». Однако кулачные бои продолжали существовать, но участники стали выбирать сотских и десятских, которые следили за правилами боя.
Императору Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».
Историки считают, что рукопашный бой сыграл важную роль в победе над шведами под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года.

Кристиан Готтлиб Гейслер Кулачный бой (гравюра).

Его внук Пётр II Алексеевич большую часть своего времени посвящал кулачным боям. С XVIII века в русской армии система военно-физической подготовки включала обязательный кулачный бой.
Но и после этой победы церковь указом от 24 июля 1726 года запретило бои, как «зловредную потеху». Императрица Елизавета Петровна, узнав о жестоких боях на Миллионной улице, в 1751 году приняла постановление, запрещающее проведению боев в Санкт-Петербурге и Москве.
А при Екатерине II кулачные бои вновь стали пользоваться большой популярностью. Ее фавориты, братья Григорий и Алексей Орловы постоянно участвовали в кулачных боях и часто выходили победителями.
Николай I в 1832 году вновь запретил кулачные бои «как забавы вредныя», а после 1917 года эти бои отнесли к пережиткам царского режима и совсем исчезли. В 1990-х годах XX века стали возрождаться школы славянских боевых искусств, которые включали в свою программу и кулачный бой.

Николай Голиков Песня про купца Калашникова. 1955 г.

Подготовка

Команды «кулачников» составлялись по социально-территориальной принадлежности людей, в них принимали участие обычно простой народ и торговцы. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного села, жители разных слободок, улиц или мануфактур, заводов.
К бою готовились за одну-две недели: выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. А «кулачники» тем временем тщательно готовились к бою – парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость.

Кулачный бой. Русский лубок конца XVIII века

Многие использовали различные магические приемы, в том числе советы ворожей и заговоры, для увеличения храбрости и мощи. В одном из русских старинных лечебников историк А. Грунтовский нашел вот такой совет: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».
Разгул боёв начинался обычно во время Масленицы.

Виктор Васнецов Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Кулачный бой

Так во все бывало времена -
Без сражений жизнь казалась скучной,
Мужикам всегда нужна война,
Если не война, то хоть "войнушка".

На Руси народною борьбой,
Лучшей молодецкою забавой
Слыл всегда лихой кулачный бой,
Проводимый с соблюденьем правил.

Правил было в общем-то не много:
Драться можно лишь на кулаках,
Бить "лежачих" запрещалось строго
И не наносить ударов в пах.

Нет, не из корысти или мести
Мужики встречались там в бою,
Бились благородно, честь по чести,
Чтобы удаль показать свою.

Федор Солнцев Кулачный бой. 1836 г.

Виды

Кулачные бои в России могли проходить на кулаках или на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бои на кулаках проводились обычно тремя способами: «сам на сам», «стенка на стенку» и «сцеплялка – свалка».

Иван Билибин Иллюстрация к "Песня про купца Калашникова" 1938 г.

«Сам на сам» был самым почитаемым видом боя, он мог организовываться специальным человеком, а мог быть и стихийным. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность проходила обычно во время ярмарок и праздников, там, где собирался народ. Иногда такие поединки при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле» и был упразднен после смерти Ивана Грозного. М.Ю.Лермонтов описал один из таких боев в своей «Песне о купце Калашникове».

Михаил Малышев "И опричник молодой застонал слегка, закачался… упал замертво…" Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Рисунок XIX века

«Стенка на стенку» был самым распространённым видом кулачного боя. При битве «стенка на стенку» бойцы выстраивались в один ряд и должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. У каждой «стенки» был свой руководитель, его называли «вожак», «атаман», «боевой староста» или «предводитель». Он обычно определял тактику боя и подбадривал участников.
В бою использовались различного рода тактические приемы, известные на войне. «Кулачники» держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов рядами, отступали в засаду и т.п. У каждой «стенки» были бойцы «надёжи», которые обычно разрывали строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надёжу» внутрь, где его уже ждали опытные мастера боя «сам на сам», и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Бой кончался при прорыве стенки противника и бегстве «врага».

Вячеслав Морокин Купец Калашников. 1972 г.

«Сцеплялка-свалка» является вторым, самым древним видом кулачного боя. Его часто называли – «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Участник выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Здесь участник дрался каждый сам за себя и против всех. Историк Н. Разин писал, что при «сцеплялке-свалке» «нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Л.А. Фомичев Песня про купца Калашникова. 1983 г.

Правила

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил.
Использовали только удары кулаками - «что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой». Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под рёбра («под микитки»). Использовать любое оружие было строго запрещено, кастеты, которые прятали в кулаках, тоже считались оружием, за их использование строго наказывали. Запрещалось также продолжать поединок на земле (борьба в партере).
Правила также гласили: не бить лежачего или присевшего, не хватать за одежду, не наносить удары с тыла (биться только лицом к лицу), не биться по увечному» и «не бить мазку», то есть в случае появления у противника крови необходимо прекратить с ним бой. Но, несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, и бывали даже смертельные исходы.

В.Тараканова Калашников убил Кирибеевича. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Важным моментом правил было то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Это делалось для того, чтобы соблюдать равенство сил сторон.
Бой начинался с прохода бойцов в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле участники становились двумя стенками - командами друг против друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. В это время на середине поля дети и подростки устраивали "сцеплялку-свалку", показывая свою готовность к будущим боям.
Затем раздавался крик атамана, за ним рев, свист, крик: "даешь боя" и начинался сам бой. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия кулачников и давали советы. После боя традиционно устраивалась общая веселая попойка всех участников.

Апполинарий Васнецов Разъезд с кулачного боя. 1900-е г.

Кулачный бой

В зимний праздник в отведенном месте,
Собрался на бой честной народ,
Были здесь и взрослые, и дети,
И простые люди, и "бомонд".

Поначалу, на "затравку" просто
Выбежала в поле ребятня,
И под смех и поощренье взрослых
Разгорелась детская возня.

Несмотря на ветер и мороз,
Постепенно страсти накалились
И уже не в шутку, а всерьёз,
За мальчишек взрослые вступились.

Городской народ и слобода
Стенкой против стенки встали плотно,
Каждая из стенок в три ряда,
В каждом из рядов - бойцов до сотни.

Хоть бойцы азартны и бесстрашны,
Но еще в заминке силачи,
Прежде, чем сцепиться в рукопашной,
Надо им себя разгорячить.

Начал горожанин-пересмешник,
Бойко зачесал он языком,
Выдавая шутки и насмешки,
Вперемешку с сочным матерком.

Слобожанин дал ему по шее,
Ну, а тот - тычком ответил всласть,
Сразу же пришли ряды в движенье,
Сдвинулись и битва понеслась...

Всю картину не окинешь взглядом,
"На грудки" сцепились мужики,
Это сотни поединков сразу,
Лишь мелькают лица, кулаки...

Здесь борьба без жалости и страха,
Потому участник каждый бьет
Своего противника с размаху
В голову, под ребра и в живот.

Кровь из носа, выбитые зубы
И увечья здесь совсем не редки.
Это - ожидаемая грубость,
Битвы неизбежные издержки.

Главная задача поединка -
С поля боя вытеснить "врага",
Разорвать его рядов единство,
Обратить противника в бега.

Каждый из бойцов силен и смел,
И в боях поднаторел, но все же
Самые умелые из всех
Те, кого зовут "боец-надежа".

Держат до поры их про запас,
Берегут на самый крайний случай,
Лишь, когда в сражении стенка сдаст,
В бой вступают лучшие из лучших.

Фёдор-Каланча - задира редкий
(И дана же сила мужику!)
Борода до пояса у Федьки,
Кулаки пудовы - по горшку.

Как пошел крушить он влево-вправо,
Просто любо-дорого смотреть,
Для него сраженье лишь забава,
Право слово - истинный медведь...

Что за развеселая потеха
Наблюдать лихой "стеношный" бой,
Сколько криков, свиста, взрывов смеха
Меж толпы, следящей за борьбой!

Наконец, бойцы угомонились,
(слабожанам в схватке повезло)
Сразу же "враги" и помирились
Без обиды и не помня зло.

Снегом лица потные обмыли,
Бой повспоминали - что, да как,
Дружно самокрутки посмолили
И толпой направились в кабак...

Дмитрий Холин Зимняя забава. Кулачный бой. 2007 г.

Послесловие

Историки пишут, что кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в таком бое считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках и нашли свое отражение в песнях и былинах.
В «Повести временных лет» рассказывается история Кожемяки, убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и самого печенега.
В литературе тоже встречаются описания кулачных боев. Тот же Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает кулачный поединок между любимым опричником царя Ивана Грозного Кирибеевичем и купцом Калашниковым, который победил, отстояв честь жены, оскорблённую опричником, но был казнён. Сергей Тимофеевич Аксаков описал в «Рассказе о студенческой жизни» увиденные им кулачные бои на льду озера Кабан в Казани, а Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» описал кулачный бой, который видел в Нижнем Новгороде.

Иван Елусов Кулачный бой. 2007 г.

Источники - Википедия и сайт Российского этнографического музея.

Кулачные бои.

Масленичное веселье включало в себя и силовые игры, среди которых у русских наиболее распространенными были кулачные бои и взятие «снежного городка».

Кулачные бои имели две главные разновидности: бились «сам на сам» (каждый сам за себя, против всех) и «стенка на стенку» (одна группа против другой). В «ку-лачках», как нередко в народе называлась эта забава , принимало участие практи-чески все мужское население. Устраивались такие бои на «широкой Масленице» — в четверг или пятницу, когда масленичный разгул достигал своего апогея.

Масленица-пышка на улицу вышла,

На гору кататься, с ребятами драться!

Ребята — дураки, нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!

Поразмять на Масленичной неделе косточки «в драке кулаками для забавы, для молодечества» одинаково любили и крестьяне, и горожане; кулачные бои в городах и крупных селах нередко принимали грандиозный характер, иногда заканчиваясь и тяжелыми увечьями.

Невзирая ни на какую погоду, кулачный бой разгорался с особенным азартом к вечеру. «Тут уж стена не наблюдается — все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья».

Со стороны казалось, что толпа дерущихся мужиков неуправляема, что, войдя в раж, они колотили друг друга без разбора, не признавая никаких норм и законов. На самом деле у кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку, или самый древний вид — «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную), или борьба «на поясах», или палочный бой. Состязания в кулачном бою регламентировались определенными правилами, отражавшими морально-этичес-кие нормы, господствовавшие в традиционном обществе. Напри-мер, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника; за-прещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяже-лявшие удар (скажем, кастет, камень). Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной „стенки" в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой; для этого ему надо было достичь пределов своей „стенки", обежав вокруг поля боя». По многочисленным свидетельствам, нарушение традиционных пра-вил каралось самым жестким образом: виновного били и своя, и чужая стороны, и он с позором изгонялся с поля боя. Бывали случаи, когда боец наказывался за использование приемов, которые хотя и не запрещались, но могли быть признаны обществом как нечестные.

Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой. Обязателен был ри-туальный зачин — «задирание», «похвальба»: перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Когда словесная перебранка достигала высшей точки, в бой двумя партиями вступали подростки 12—14 лет. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 13—17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры. За «выростками» на поле шли мужики, и тогда начинался «заправский» бой. В нем тоже соблюдалась оче-редность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» — холостые парни лет 18—23. Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых — «женатых». Последних иногда сменяли «стари-ки», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться; и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение.

Бой иной раз длился несколько часов. По окончании его борцы расходились по домам, горячо обсуждая ход и результаты сражения. Зла обычно никто не держал, и поставленный проигравшими «выкуп» распивался всеми на равных.

Взятие снежного городка.

Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет-ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири.

Из снега и ледяных глыб возводились настоящие крепости с арками, башнями, высокими стенами, которые иногда украшались ледяными скульптурами. Чтобы закрепить сооружение, его обливали водой, что, кстати, делало поверхность кре-пости скользкой и трудной для штурма. Защитники крепости («городка»), воору-женные снежками разной величины — «пулями» и «ядрами», отбивались от напа-дающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его — «взять», «сломать город». Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метла-ми и помелами. Если среди нападающих взрослых кроме пеших были и всадники, обороняющие тогда использовали не только снежки, но и палки.

После взятия городка предводителя атакующей стороны, носившего громкое звание «воевода», «атаман», нередко купали в проруби. Затем начиналось всеоб-щее угощение — приносили блины и выставлялось ведро водки, остальная еда — по обстоятельствам и возможностям. В конце концов все с песнями расходились по домам.

В южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари-ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком-пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков.

В казачьих станицах в установленное традицией время все девушки собирались на выбранном заранее месте, приносили с собой длинную и широ-кую скамью. Вооружившись палками, они вставали на скамью, готовые защи-щать свой «город». Мужчины верхом на конях штурмовали «девичью крепость»; молодые казачки, обороняясь, нещадно колотили их палками. Кому удавалось пробиться сквозь строй девушек и оказаться у них в тылу, то есть «взять город», тот получал право перецеловать всех защитниц.

Ежегодно в Казани проводится яркое и красочное празднование Масленицы. Хотите организовать свой веселый праздник в Казани? Зайдите на страничку " "